|
Шайрская
Использование:тяжеловоз
Высота:164-185см
Масти:вороная,гнедая,серая
Экстерьер:сравнительно большие,
широко посаженные и выразительные глаза,профиль римский.Плечи
сильные и широкие,корпус с глубокой грудной клеткой,шелковистые густые
фризы на ногах
Шайрская
лошадь, выведенная в Англии, ведет свою историю со времен завоевания
Альбиона римлянами и является одной из древнейших тяжеловозных пород,
разводимых в чистоте. Правда о происхождении шайрской породы теряется в
тумане античности, как и в случаях со многими породами. Слово «шайр» также
пришло из Англии, и произошло от саксонского слова «ширан», обозначающего
«сдвиг» или «водораздел», отсюда и слово «шайр», синонимичное этой
местности. Судьба шайров неразрывно связана с историей Англии. В период
между правлением Генриха 2-го, 1154г., и Елизаветы(начавшееся
в 1558г.), правительство постоянно стремилось увеличить рост и поголовье
лошадей, называемых «великими». Во время правления короля Джона с 1199 по
1216г., в Англию ввезли около сотни жеребцов крупного телосложения из
нижних земель Фландрии, что в Голландии, и отмелей Эльби. Один из авторов
того времени описывает этих флемишских лошадей как по большей части
вороных, с белыми отметинами на морде и ногах,
часто все четыре ноги у них были белые до суставов. Они были рослыми,
мускулистыми, стояли на крепких конечностях, окаймленных длинными густыми
щётками, с сильными крупными суставами. Во времена царствования Генриха
VIII, с 1509 по 1547г., особое внимание было направлено на выращивание и
разведение сильных лошадей, было утверждено несколько законов, предусматривающих
это. Акты, запрещающие использование для разведения лошадей ниже 154 см в
холке, а также препятствующие всякому экспорту лошадей, даже в Шотландию,
были приняты в 1535 и 1541г. Король Генрих VIII в начале 16 в. первым
назвал лошадей «шайрами». Подобно остальным тяжеловозным породам, в разные
периоды истории шайры улучшались путём прилития крови других пород,
особенно заметный след оставили в породе северные немецкие флемишские
лошади из Бельгии и фландерские. Существуют довольно подробные записи,
повествующие об этом, сделанные более 1000 дет
назад. В течение этого времени продолжалось прилитие крови других пород.
В
течение 18 в. эти лошади стали использоваться для тяжёлой работы на фермах.
С усовершенствованием дорог и широким распространением дилижансов появился
большой спрос на тяжеловозов. В это время заводчик по имени Роберт Бэйквилл
значительно повлиял на шайров, известных в те времена под именем
лейцестерширской каретной лошади, путём прилития крови лучших голландских
лошадей – фризов.
Судя
по картинам, датированным 15 в., показывающим совершенство их форм, шайры
использовались ещё в 16 веке. Несомненно, шайрские лошади использовались
как военные. Большинство людей думают, да и история говорит о том, что
рыцари, одетые в тяжёлую броню, с мечом и пикой, ехали в битву верхом на
шайрских лошадях. Не все разделяют это мнение, однако; даже в Англии
некоторые сомневаются, что это правда. Однако, с исчезновением турниров и
тяжеловооружённых рыцарей, предки шайрской лошади были взяты в работу в упряжи,
тянули повозки по неровным ухабистым дорогам и
плуги по фермерским полям. Когда на первый план вышли не битвы, аразвитие
коммерции и сельского хозяйства, в 19 в шайры стали едва ли не национальным
достоянием Англии. В 19 в. лошади стали главной рабочей силой в сельском
хозяйстве и промышленности, особенно в доках и на железных дорогах. Для
этого требовались массивные лошади с огромной мускульной силой. Крупные
шайрские мерины работали в доках и на улицах городов. Потребности империи и
нравы времени требовали от лошади экстраординарной массивности, огромной
мускульной силы и послушания… и английские животноводы и фермеры
откликнулись на это созданием одним из самых замечательных живых существ –
шайрской лошадью. Шайры стали самыми крупными и самыми мощными
тяжеловозными лошадьми Британии. Они использовались, и используются до сих
пор, пивоварами в городах в стилизованных запряжках, везущих пивные бочки,
в соревнованиях на силу тяги и соревнованиях по вспашке.
Шайры
разводились во всех частях Англии, но в таких областях, как Линкольн,
Дерби, Кембридж, Норфолк, Ноттингем, Лейцестер и Хантингтон они были
особенно популярны. В истории упоминаются такие названия
породы, бытовавшие в старые времена, как: «великая лошадь», «Военная
лошадь», «Упряжная», «Староанглийская вороная», «Линкольнширский гигант» и,
наконец, «Шайр». Существовали и различия между внутрипородными
типами шайров, в зависимости от места их происхождения. Шайры,
происходившие из своего исторического дома, болот Линкольншира и
Кембриджшира, имели тенденцию к большей костистости и оброслости щёток, чем
их соседи. Йоркширские и ланаркширские, например, были более сухого
телосложения и более выносливые.
В
1878г. было сформировано Общество шайрской лошади. И лошади и Общество
продолжали процветать до конца 30-х г 20-го в, до появления тракторов и прочей механизации на фермах. В
50-60х г. уровень регистраций упал до 80 голов в год и в
породе существовало всего 16 племенных жеребцов. Порода оказалась
под угрозой исчезновения, но благодаря нескольким самоотверженным
коневодам, угроза миновала и порода снова стала
процветать. В 80-х г. имело место более 400 регистраций ежегодно и
использовалось свыше 100 производителей.
Одной
из причин подъёма интереса было утверждение премий для жеребцов. Деньги для
них выделяются Обществом из прибыли скакового тотализатора, и присуждаются
на ежегодной мартовской выставке. В этот день вручается более 35 тыс.
фунтов стерлингов. Другой причиной роста поголовья стало увеличение рынков
сбыта, особенно за рубежом. В последние годы более 100 голов шайров
ежегодно экспортируются во все части света. Действующие общества
формируются в Германии, Франции, Голландии, Канаде, США.
Хотя
первый шайр был импортирован в Америку в 1853г., существенная информация о их пребывании и разведении на этом континенте не
поступала до 1880г. На заре нового, 20-го века, шайр в Америке сравнялся по
популярности с першероном. С 1909 по 1911г. в мире было зарегистрировано
около 6700 шайров, почти 80% этого поголовья было рождено в Америке.
Из-за
своих большого роста и эффектных движений, шайры стали чрезвычайно
популярны в урбанизированной Америке. По окончании Первой
Мировой войны, однако, тяжеловозные лошади были вытеснены из городов
грузовиками, метро и электрическими трамваями. В то же время фермеры покупали
для работ на полях меньших, экономичных в содержании лошадей.
На
рынке тяжеловозных пород на Среднем Западе стали
доминировать брабансоны и першероны, и центр разведения шайров переместился
на запад США. В 40-х и 50-х их поголовье продолжало падать, с 1950 по 1959г
было зарегистрировано всего 25 лошадей. Сегодня шайры, как и большинство
пород тяжеловозов, возвращаются. В 1985г. в Америке был зарегистрирован 121
шайр.
Адрес Общества любителей шайров в Великобритании:
Shire
Horse Society
www.shire-horse.org.uk
The Showground
Peterborough, Cambridgeshire,
England
PE2 6XE
Phone: +44 (0) 1733 234451
Fax: +44 (0) 1733 370038
E-mail: shire.horse@eastofengland.org.uk
Адрес (одного из многих) Центра разведения и
демонстрации шайров в Норфолке:
Norfolk
Shire Horse Centre
www.norfolk-shirehorse-centre.co.uk
West Runton Stables,
West Runton,
Cromer,
Norfolk
England
NR27 9QH
Phone: +44 (0) 1263 837339
Fax: +44 (0) 1263 837132
|