|
=орикийская
Lспользование:легкая работа и езда верхом
Tvсота:163-173см
іасти:игреневая,бурая,вороная,чубарая
ікстерьер:крупная голова на сильной шее,широкий корпус с большим обхватом в районе подпруги,хорошо поставленнvе плечи,мускулистvй
круп,твердvе копvта,длиннvе
волнистvе хвост с гривой
=орикская лошадь, также назvваемая норикер,
бvла вvведена приблизительно 2000 лет назад в предгорьях Lвстрийских Lльп. Lрхеологические находки, датированнvе около 600 г. до н.э.
доказvваіт, что у живших на альпийских землях кельтов имелись лошади, среди
них часто встречались чубарvе. іимские лошади тяжеловозного типа из
провинции =орикум, основанной римлянами на
территории современной Lвстрии, появились в +вропе во времена зарождения
христианства. іта порода получила свое название в честь провинции =орикум. T 8-м веке разведение массивнvх лошадей
процветало. іервvй известнvй по историческим документам коннvй завод, в
котором разводили норикскуі породу, находился
недалеко от -аллена в 1576 г. іоневодство здесь
находилось под контролем архиепископа іальцбурга. =а фресках в знаменитом іфердешвамме в іальцбурге изображенv стилизованнvе лошади
с горбоносvм профилем и массивнvм корпусом - несомненно
холоднокровнvе или тяжеловознvе лошади. іногие произведения искусства того
времени показvваіт, как бvли популярнv лошади необvчнvх мастей, такая
тенденция держалась до конца 20 столетия.
Lрхиепископv
іальцбурга продолжали содействовать разведениі этих лошадей, и даже
составляли планv племенного разведения в 17 столетии. T основном эти лошади
находили применение как церемониальнvе и параднvе, особенно ценились животнvе
с необvчной мастьі. іервая инспекция поголовья племеннvх жеребцов бvла
проведена в 1703г. T 18 веке норикские лошади стали
объектом внимания как рабочие животнvе в сельскохозяйственном секторе. Lермерv скоро поняли, что лошади, разводимvе архиепископами,
часто скреиваемvе с неаполитанской и андалузской теплокровнvми породами для
получения верховvх и упряжнvх животнvх, бvли не оптимальнv для работv в
альпийских районах. іредпочтение вновь бvло отдано рабочим лошадям
массивного типа, которvе бvли менее темпераментнv в горной местности. Tо
временем ландшафт, климат, земля и тяжелая работа на ферме дали возможность
этим животнvм приобрести телосложение и характеристики универсальной
холоднокровной породv. іезультатом стал тяжелvй альпийский норикский тяжеловоз, служаий верховой, упряжной и
рабочей лошадьі для рvцарей, крестьян и торговцев в средние века.
T 1820г.,
после того, как разведение этой породv перестало контролироваться церковьі, в
провинции іальцбург бvл основан первvй государственнvй коннvй завод. T
последуіие годv разведение норикской лошади
пережило множество взлетов и падений. -отя бvла прилита кровь таких пород,
таких как клейдесдали, брабансонv, ольденбургские, голштинские, испанские и неаполитанские, главнvе усилия
бvли направленv на сохранение породv в чистоте. Lз-за недостатка
производителей часто использовались бургундские жеребцv. T 1885г. это привело
к новой инспекционной регулировке, чтобv не допустить чрезмерного прилития
крови других пород. +сновной цельі бvло применение строгих критериев отбора
для достижения чистопородности и восстановления снижаіегося качества норикской породv.
+лиже к
концу 19 века бvла установлена регистрация племеннvх кобvл и жеребцов. T
1903г., регистр вклічал 135 жеребцов и 1081 кобvлу.
+тобv безошибочно регистрировать лошадей, стало использоваться таврение. іик развития этой регистрации бvл достигнут в конце 1920-х годов, когда баварские и
австрийские заводчики нориков объединили силv,
чтобv определить цели дальнейшего разведения породv. іировая война и
последуіая механизация сельского хозяйства и лесничества повлекли за собой
стремительное сокраение конского поголовья. T середине 1960-х, тем не менее,
бvли принятv мерv к восстановлениі породv. T то время как большинство норикских тяжеловозов бvли гнедvми, скреивание со
средиземноморскими породами привело к появлениі необvчнvх мастей -
изабелловvх, чубарvх и чалvх. іазведение австрийских норикских
тяжеловозов в настояее время базируется на пяти линиях: Tулкано,
=еро, -иаманда, Tкаунитца, ілмара. T
послевоеннvе годv перед селекционерами бvла поставлена цель - разведение
тяжеловозной породv не столько крупной, сколько сильной и крепкой, пригодной
для работ в горной местности. іоловина из лошадей этой породv обладала гнедой
мастьі, немало бvло и рvжих. +убарvе лошади, ранее встречаіиеся часто, стали
редкостьі.
іоголовье
норикских лошадей катастрофически упало в период
1960 - 1970-х гг. с 34510 до 9599 голов. іоследние годv бvли отмеченv
небольшим приростом поголовья и возродившимся интересом к холоднокровнvм
лошадям. =орикские лошади отличаітся от других
тяжеловознvх пород некоторvми характеристиками. Lз-за суровvх условий
обитания и особvх требований к использованиі в лесу как в качестве
тяжелоупряжнvх, так и вьічнvх животнvх в горах, селекция велась на
вvносливость, силу, крепость и добронравность. =е
такие массивнvе, как першеронv или брабансонv, норикские
тяжеловозv наиболее приспособленv к работе в альпийских лесах. іабота на
лошадях не только более экономична, по крайней мере
в некоторvх областях, но также более экологически оправдана. Tошади никогда
не засоряіт окружаіуі среду, воздух и не наносят вреда деревьям и почве, в
отличие от тяжелой техники. =орики все чае
становятся спортивнvми лошадьми и используітся как для верховой ездv, так и
для драйвинга. іто также отразилось в тенденции отхода от типа традиционной тяжеловозной породv к
лошади с хорошими аллірами в сочетании с чувством баланса, увереннvм
шагом, и способностьі свободно передвигаться в горах. іешение экологических
проблем предполагает использование норикских
лошадей как рабочих животнvх в альпийских районах. +ни также весьма популярнv
на туристических маршрутах, запряженнvе в экипажи или сани. і сожалениі,
поголовье этой холоднокровной породv очень немногочисленно. T настояее время
воронvе, гнедvе и рvжие лошади составляіт около 90% поголовья. +ставшиеся 10%
чубарvе и чалvе. іелательнvе промерv жеребцов - около 155 см в холке, 23-25
обхват пясти, и 205-215 обхват груди. іурсv драйвинга,
скольжения на лvжах за лошадьі, и использование этой породv как верховой,
упряжной и рабочей лошади увеличиваіт популярность норикского
тяжеловоза. іастуий импорт чубарvх лошадей из T+L, с 1980-х гг. разжигает
интерес к разномастнvм норикам.
іти многообеаіие собvтия увеличили возможности сохранения этого культурного
наследия Lвстрии.
|