|
Шаг,рысь и галоп
Шаг
- это аллюр, в котором можно
отчетливо услышать четыре удара кот землю через равные промежутки времени.
В таком случае мы говорим о правильном шаге. Если же ноги лошади двигаются
не через равные интервалы времени, то мы имеем дело с неправильным шагом или
с вялой работой скакательных суставов, иногда - с иноходью. Для исправления
ошибок на ходу рекомендуется применять жерди, разложенные на грунте.
Переступая через жерди лошадь вынуждена идти правильным четырехтактным
шагом. Шаг должен быть энергичным, но не поспешным, в легком поводу. Если
лошадь движется в контакте с всадником, то это значит, что установлен ритм
движения и может быть создан импульс. Пока лошадь не научилась двигаться
свободно, без напряжения спокойно, контакт с ее ртом на шагу должен быть минимальным,
иначе стремление сохранить контакт, создать преждевременный сбор вызовет
сопротивление лошади, что приведет к потере ритма движения и качества
аллюра. Различаются собранный, средний, прибавленный и свободный шаг. Для
собранного шага (рис, 15) обязательна активная работа задних ног и
округленность поясницы. Движение лошади смелое и энергичное. Голова ее - по
отвесу, шея приподнята и округлена, то есть лошадь ведется на собранном
шагу хорошем сборе, когда не теряется легкий контакт повода со ртом, а
движения передних ног выше и захват пространства меньше, чем при других
видах шага.
На среднем шагу лошадь движется энергично, спокойно, в поводу, но
более непринужденно, чем на собранном шагу. Степень ее сбора уменьшена, шаг
удлинен.
На прибавленном шагу лошади разрешается немного вытянуть шею
и нос, но связь с всадником не должна нарушаться. Лошадь при этом идет
максимально широким шагом, спокойно и энергично.
Свободный шаг - это аллюр отдыха. Лошади предоставляется полная
свобода она может вытянуть шею, опустить голову. Это награда за ее груд и
послушание.
Как же практически добиться, чтобы лошадь двигалась на шагу вперед?
Это делается так: руки всадника чутко "прислушиваются" к
намерениям лошади. Если она собирается перейти от посыла в рысь или трот
(короткая рысь), нужно встретить ее перебором повода и тем дать понять, что
работа продолжается на шагу.
Шенкель на шагу работает либо одновременно (если она затормаживает
движение), либо попеременно то левым, то правым в темп движения (при выносе
левого плеча усиливается правый шенкель, при выносе правого - левый). Ни в
коем случае нельзя подключать к посылу поясницу всадника: это не только
некрасиво, неэстетично, но и сбивает лошадь с четкою ритмичного и
правильного шага, нарушая ее естественное равновесие. Особенно часто это
наблюдается, когда требуется выслать лошадь на прибавленный шаг.
Известно, что на лошадь оказывает большое влияние перемещение
центра тяжести, и это можно использовать при работе над прибавленным шагом.
Чтобы лошадь двинулась вперед, расширив шаг (а не ускорив!), достаточно
немного подать седалище вперед. Такое перемещение центра тяжести вперед
освободит от нагрузки задний отдел лошади, и этого может оказаться
достаточно, чтобы она расширила шаг. Разумеется, только длительная и терпеливая
работа над расширением шага со свободным выносом плечей может привести к
нужному результату.
Для улучшения любого вида движения, требующего расширения, очень
полезно использовать работу в поле, особенно движение по направлению к
конюшне. Нередко можно увидеть, как при переходе из среднего или
прибавленного шага на собранный у лошади резко меняется рисунок самого
движения на шагу: она начинает вышагивать прямыми, не сгибающимися ногами
(как на ходулях). Это результат одной "болезни" всадника - затянутого
повода. Исправление требует много времени и терпения, так как за малейшее
воздействие поводом реакция будет однозначной - неправильное движение
передних ног. Лучше всего исправлять этот порок работой на кавалетти и в
поле, так как там лошадь идет энергично сама, без понуждения. Всякий раз,
когда она не будет сбиваться на такой шаг, ее надо поощрять.
Рысь
- это аллюр в два темпа, У
лошади работают попеременно диагональные пары ног: левая передняя - правая
задняя и наоборот. Эти два темпа разделены фазой подвисания.
Различают собранную, среднюю, прибавленную и рабочую рысь. Для
хорошей собранной рыси (рис. 16) характерна энергичная работа задних
конечностей лошади, создающая предпосылку для легкого, свободного движения
ее передних ног. Важным критерием качества рыси является эластичность
самого движения. Этого можно добиться в процессе выездки, если не будете
затягивать лошадь поводом, то есть будете соблюдать правило: 30% повода и
70% шенкеля. В этом случае, как говорят, лошадь "примет" вес на
спину. Ее спина будет мягко колебаться и не подбрасывать вас; вы будете
сидеть в седле глубоко и не отрываться от него; создастся впечатление
слитности всадника с лошадью. На собранной рыси лошадь идет как бы в руках
и ногах человека, отсюда ее подвижность и возможность легко направлять ее в
любую сторону.
Одной из серьезных ошибок на рыси является неправильный сбор,
односторонним действием только рук. При таком "сборе"
естественность движений невозможна. Лошадь задними ногами не толкается, а в
лучшем случае, подставляет их под корпус. Работа передних ног становится
утрированной - они выбрасываются вперед почти прямыми. В этом, довольно
часто, бывают повинны бывают тренеры, которые желая помочь всаднику,
"подбивают" задние ноги хлыстом в районе скакательных суставов.
Вместо того чтобы касаться поясницы, заставляя "округляться" -
только, таким образом, достигается правильное "подведение зада"
Не следует также допускать слишком долгой фазы подвисания, чтобы могла
превратиться, в так называемый, "плавунец", что-то вроде
полупассажа. Это не пассаж, но уже не рысь. В этом случае нередко
наблюдается нескоординированность в движении переда и зада - неточное,
неодновременное опирание диагоналей о землю. Эти ошибки объясняются прежде
поспешностью в работе и несогласованностью в применении средств управления
- повода, шенкеля, корпуса всадника. Методы исправления ошибок различны:
1. Работа на кавалетти;
2. Ведение лошади зигзагом но манежу. При этом нужно часто и мягко
ее постановление. Лошадь начинает двигаться естественно, не напряг, утрируя
работу ног (особенно передних);
3. Работа на вольте и на боковых сгибаниях (особенно рекомендуется
элемент "плечом внутрь"), развивающих гибкость лошади.
О прибавленной рыси. Для хорошей прибавленной рыси обязательно
удлинение маха при энергичной работе задних ног от бедра, которые толкают
тело лошади вперед: импульс (желание двигаться) и захват пространства
взаимосвязаны. Чем больше толчковая сила задних ног и раскованнее плечевые
суставы, тем свободнее движение на рыси. Если смотреть со стороны, то
лошадь на рыси должна двигаться как бы грудью вперед, а не ногами или не
только ногами. Если такое ощущение есть, то можно быть уверенным в
правильности ее движения.
Понаблюдайте за рысаками на ипподроме. У них очень производительные
движения, и впечатление от их движения именно такое. Ошибками на
прибавленной рыси можно считать:
• слишком широкое разведение задних ног (объясняется оно
недостатками экстерьера или (форсированной подготовкой);
• лошадь растягивается на прибавлении (задние конечности слабо
толкают корпус вперед, так как они не подведены, поэтому толчковая сила
зада используется неправильно);
• лошадь не несет себя сама, а висит на поводу (ее равновесие
сдвинуто
вперед).
Полезным упражнением в работе над совершенствованием рыси является,
так называемая, "гармошка" или "резинка". Лошадь то
высылают вперед, заставляя прибавить рысь, то сокращают аллюр. Это
проделывается несколько раз. Важно помнить, что прибавление, равно как и
сокращение аллюра, должно начинаться усилия шенкеля. От усиления
воздействия шенкеля лошадь как бы наталкиваете на повод, который либо
ограничивает движение, либо позволяет ей (по ее возможности) выдвинуть
вперед плечи (это самое главное!), не напрягая плечеголовной мускулатуры.
Это возможно только при правильно подведенном заде, когда соблюдается это
условие, работа задних конечностей идет от бедра (а не только с помощью
скакательных суставов) при округленной пояснице. При этом большое внимание
должно уделяться тому, чтобы не менялся ритм предыдущего движения. Ритм
движения на всех аллюрах должен оставаться постоянным -удлиняется или
укорачивается мах. то есть увеличивается (уменьшается) захват пространства.
Чтобы выработать у себя чувство ритма, полезно прибегать к метроному,
установив его на ритм движения лошади.
При переходе от прибавленного аллюра к собранному нужно не тянуть
поводом на себя, а, усилив шенкель не пускать лошадь идти быстрее. Переход
должен быть плавным, мягким, но при этом состояние сбора должно сохраняться.
При переходе на сокращенный аллюр первый шаг нового движения должен быть
высоким и сделан вперед, то есть, лошадь своей тяжестью не должна загружать
свой перед. Помогает такому переходу смещение центра тяжести назад. При
переходе от собранного аллюра в прибавленный требуется увеличить мах
движения, расширить рамку лошади и, не теряя контакта со ртом, дать
возможность лошади вытянуть шею и немного опустить голову.
Мы часто можем видеть, что, сопротивляясь средствам воздействия,
лошадь задирает голову, и тогда ею становится трудно управлять (рис. 17). В
таком случае мы говорим, что лошадь идет через повод. Когда ее голова
высоко поднята, поясница проваливается и напрягается, она не может
правильно и энергично работать задними ногами, а значит - само движение не
может быть правильным. Что делать в таком случае? Прежде всего нужно
смягчить воздействие поводом и опустить руки ниже. Поводом надо стараться
заставить лошадь опустить голову и тут же поблагодарить ее за это. Это
желательно повторять много раз.
1-через повод
2-за поводом
3-при правильном сборе
Рис.17. Положение головы лошади.
Очень помогает справиться с этим явлением работа лошади в руках. Но
бывает, что лошадь, наоборот, опускает голову, при этом стараясь избежать
контакта с рукой всадника. Это значит, что лошадь идет за поводом. Помочь
ей справится с этим пороком может смена железа на более мягкое, то есть
более толстое, а также усиление посыла - нужно двинуть лошадь вперед, чтобы
она была вынуждена упереться в повод.
Галоп
- это трехтактное движение
лошади. Если лошадь должна идти с левой ноги, то она начинает движение с
правой задней ноги. После отталкивания правой задней ногой следует правая
диагональ. Правая передняя ставится одновременно с левой задней, затем
лошадь всем весом опирается на левую переднюю ногу. После этого следует
момент подвисания.
Различают собранный, средний, прибавленный и рабочий галоп.
Собранный галоп (рис. 18) характеризуется активной работой зада лошади,
круп при этом слегка опущен, скакательные суставы энергичны. Задние ноги
принимают на себя вес лошади. В результате движение передних ног становится
более легким, а плечи эластичными и подвижными. Шея на собранном галопе
округляется, нос держится по отвесу. Лошадь идет "в мягком
поводу" спокойно и в естественном равновесии.
На прибавленном галопе, без изменения ритма движения,
увеличивается мах. Это возможно только при расширении рамки лошади и
усилении толчковой силы задних ног. Что же значит расширить рамку лошади?
Это делается за счет предоставления лошади возможности несколько вытянуть
голову и шею, а нос немного выдвинуть вперед. Импульс, создаваемый
энергичной работой задних конечностей, позволяет ей захватывать большее
пространство, чем при других видах галопа. Ритм движения не изменится
только в том случае, если будет увеличиваться не количество махов, что
ведет к увеличению скорости движения (не это важно), а произойдет
расширение каждого маха. Иногда можно наблюдать, что шея у лошади
потянулась вперед, но рамка ее при этом не изменилась. Лошадь в таком
случае "повисает на поводу". Это говорит о ее недостаточной
гибкости, сгимнастированности тела, а также о том, что она не обрела еще
естественного равновесия на этом аллюре.
Приступая к обучению лошади на галопе, нужно прежде всего поставить
ее на четкое трехтактное движение и с самого начла не позволять ей
"бочить", так как от приобретенных привычек потом трудно
избавляться. Всякое нарушение трехкратного движения является грубейшей
ошибкой, исправлять которую можно усилением шенкеля, не распуская лошадь и
в то же время, вовремя принимая ее на повод в темп движения.
Характерной ошибкой для галопа является "бочение".
Исправляется оно тем, что, удерживая шенкелем зад, перед лошади немного
отводят в сторону, например, направо, если вы идете ездой направо. Делать
это нужно при движении по стенке манежа.
Очень полезна работа на вольту. Если лошадь "бочит"
налево, то нужно повернуть ее на небольшой вольт налево, а левым шенкелем
стараться откинуть ее зад направо, чтобы движение задних ног шло по следу
передних. Перемена ноги на вольту даже от сильного воздействия шенкеля
почти исключена, и работа дает положительный результат.
В этой статье не упомянуты такие виды движений, как средняя и
рабочая рысь, средний и рабочий галоп. Это сделано умышленно - международные
и всесоюзные (изд. 1987 г.) правила достаточно подробно разъясняют
требования к ним, а также разницу между ними.
Боковые сгибания лошади включают
в себя уступку шенкелю, плечом внутрь, траверс, ранверс и принимание.
Вести лошадь в сборе по прямому направлению довольно сложно, потому
что под всадником находится живое существо, которое не может механически
выполнять его требования, даже когда они легко выполнимы. Всадник всегда
чувствует желание лошади предложить что-нибудь свое, либо предупредить его
требование. Поэтому он должен быть предельно внимателен,
"схватывать" каждое движение лошади, чтобы иметь возможность
вовремя противопоставить свое воздействие на нее шенкелем и поводом. Еще
труднее вести лошадь в равновесии так, чтобы не сбивался ритм ее движений
на поворотах, вольтах, боковых сгибаниях, потому что при этом один шенкель
работает сильнее другого, что сразу отражается на поводе. Внутренний повод,
выдерживая постановление лошади в требуемую сторону, продолжает вести ее по
изменяемому направлению. В это время лошадь может или задерживаться, или
ускорять движение. Реакция всадника. его ответные действия здесь должны
быть мгновенными. Чтобы научить лошадь боковым сгибаниям, требуется много
времени, а чтобы она не проявляла сопротивления, нужна последовательность в
ее обучении. Не следует начинать новых упражнений, пока ею не будут хорошо
усвоены старые.
При всех боковых сгибаниях лошади всадник должен больше опираться
на внутреннее стремя и следовать за движениями лошади. Боковые движения выполняются
на шагу. рыси и галопе.
Работа на шагу помогает уяснить, как применять средства управления
при выполнении упражнений на боковые сгибания. Работа на собранной рыси
повышает совкость лошади. Следует обращать внимание на равномерность
движений, широту махов и непринужденность, как при езде в один след.
Помните, что двигаться нужно вперед - в сторону, а не в сторону - вперед.
Езда в полтора-два следа не должна продолжаться слишком долго. Ее
нужно чередовать с более свободными аллюрами, чтобы не отбить у лошади
желание двигаться вперед с импульсом. В начале обучения рекомендуется
делать только два-три шага или маха вперед -в сторону и сразу же
выравнивать лошадь. Затем повторить это упражнение несколько раз.
Самым простым из боковых движений лошади является уступка шенкелю
(рис. 19-20). Лошадь идет вперед с небольшим изгибом в затылке в сторону,
противоположную движению, при этом ее корпус остается прямолинейным. При
выполнении этого движения внутренний шенкель расположен за подпругой,
удерживая зад лошади от смещения, а наружный шенкель лежит близко к
подпруге, требуя бокового движения. Внутренний повод проходит по шее,
контролируя само движение, наружный повод требует от лошади сгибания в
затылке.
Основой, на которой строятся все
боковые движения, является движение плечом внутрь (рис.21). Лошадь в
хорошем сборе движется в сторону, противоположную поставу головы, при этом
внутренний шенкель лежит около подпруги, а наружный - за подпругой.
Внутренний повод требует от лошади постановления, наружный - контролирует
ее движение. С помощью упражнения "Плечом внутрь" повышается
собранность лошади и гибкость ее поясницы. Начинать это упражнение лучше во
время прохождения углов манежа. Для этого, мягко отзывая, делают
постановление в сторону движения, затем после полуодержки поворачивают
лошадь внутрь манежа как бы на вольт. Легкий набор наружного повода не
позволит ей уйти внутрь манежа, а поведет ее в боковое движение. Внутренний
повод сохранит правильное положение головы и вместе с внутренним шенкелем
поможет вести лошадь в два следа.
Угол и короткую стенку манежа следует проходить в один след в
хорошем сборе, сохраняя соответствующее постановление лошади. Чтобы
прекратить ее боковое движение, нужно выровнять перед лошади по отношению к
ее задней части. Еще полезно упражнение, когда делают переход от
"плечом внутрь" к вольту в один след, после чего продолжают
движение прямо или плечом внутрь.
Хочется предупредить всадников, что, выполняя любое
боковое движение, надо в первую очередь обращать внимание на то, чтобы
лошадь двигалась вперед -вбок, а не только в сторону. Главное - вперед, с
выносом ноги и плеча свободно вперед. При выполнении упражнения
"Плечом внутрь" лошади нередко идут за поводом. Единственный
выход исправить это положение - выдвижение лошади на свободных движениях в
один след вперед на повод. Законом для всадника должно стать следующее:
шенкель заставляет лошадь двигаться вперед, в результате она как бы
"натыкается" на мягкий повод, который ограничивает ее
продвижение. Повод ни в коем случае не должен быть опорой для рук всадника.
|