|
Конкур-преодоление препятствий
Конкур
(преодоление препятствий) является одним из олимпийских видов конного спорта.
Это самый популярный и зрелищный вид спорта, в котором всадник и лошадь
должны пройти маршрут с препятствиями. Прыжки совершаются через
чухонцы, оксеры, тройники,
каменные стенки и прочее. Высота и ширина препятствий зависит от класса
конкура. В соответствии с этим, на маршруте устанавливается от 8 до 16
препятствий.
Чаще
всего соревнования по конкуру проводятся по заранее составленному маршруту,
однако иногда всадник сам может составить для себя маршрут.
В конкуре
по определённому маршруту за разрушение препятствия всадник получает 4
штрафных очка, за закидку – 3 ш.о.,
за повторную закидку – 6 ш.о., а при третьей
закидке снимается с соревнований. Также всадник не может дальше принимать
участие в соревнованиях в случае падения с лошади или при выходе за пределы
конкурного поля. Прохождение маршрута ограничивается заранее установленной
временной нормой – за превышение которой всаднику начисляется по 0,25 ш.о. за
каждую лишнюю секунду.
Участие в
конкуре предусматривает определённую форму одежды для всадников: шлем,
редингот, бриджи и сапоги. Наличие головного убора обязательно, в то время
как в жаркий сезон разрешается снять редингот.
Перед
началом соревнований участники должны пройти и осмотреть маршрут пешком.
Всадники должны обратить внимание на расположение препятствий, на расстояние
между ними и на повороты, во время которых лошадь может выйти за пределы
конкурного поля.
Соревнования
по конкуру отличаются неповторимой зрелищностью – конкурное поле украшается
цветами, а рядом с препятствиями устанавливаются различные архитектурные
дополнения.
Препятствия в конкуре
Препятствия
в конкуре различны не только по цвету и форме, но и по своей сложности. Их
делят на три основные группы: высотные, широтные и высотно-широтные.
Чухонец - высотное препятствие в виде
жердевого забора, жерди закреплены на двух стойках. Перед этим препятствием
должно стоять заложение.
Калитка - отвесное препятствие шириной
около 2 метров, составляющий элемент свободно висит на стойках.
Крестовина - высотное препятствие, жерди
располагаются крест-накрест - на двух стойках, причём один конец жерди
закреплён на первой стойке выше, чем другой конец этой же жерди, закреплённый
на противоположной стойке.
Шлагбаум - высотное препятствие, по виду
напоминающее шлагбаум на железнодорожном переезде, - выглядит, как удлинённый
треугольник, расположенный на двух стойках.
Стенка (каменная стенка) - высотное препятствие в виде
стены, изготовленной из дерева и раскрашенной под кирпич или камень. Для
прибавки в высоте используют деревянные плиты (10 см высотой), которые
являются разрушающимся элементом стенки.
Тройник (пирамида, трипль-бар) - высотно-широтное препятствие, состоящее из трёх
жердей, расположенных одна за другой по постепенно возрастающей высоте.
Стойки для тройника треугольные или полукруглые.
Оксеp - высотно-широтное препятствие,
состоящее из двух параллельных элементов с третьим, расположенным между ними,
элементом. Чаще всего этим элементом являются параллельные брусья с херделями или засекой. Ценность оксера
в том, что он может изменяться бесконечно - с заложением и без него, с более
низкой передней или задней жердью или же с жердями одинаковой высоты. А если
установить составные части оксера довольно далеко
друг от друга, но на небольшой высоте, можно имитировать прыжок через канаву.
Канава - широтное препятствие,
обязательно должна входить в состав маршрутов крупных соревнований. Канава
может быть сухой или сырой. Ширина канавы 200-450 см, а спереди, посередине
или сзади нет никакого препятствия, повышающего уровень воды в канаве.
Разрешают впереди канавы поставить жердь или сделать заложение не выше 50 см.
Сторону приземления ограничивают белой рейкой или лентой, позволяющей
определить - преодолела лошадь должную ширину или нет.
Помимо
одиночных препятствий существуют связки препятствий - системы. Они состоят из
более простых, перечисленных выше, и в зависимости от количества элементов в
связке, системы бывают двойными и тройными. Каждое препятствие обозначается
латинскими буквами А, В, С.
История возникновения и развития
конкура
Преодоление
препятствий верхом на лошади, конкуру, в программе соревнований по конному
спорту и ритуале проведения современных Олимпийских игр отведено особо
почетное место. В заключительный день, перед церемонией закрытия Олимпийских
игр, проводится двухгитовой конкур, в личном зачете
которого разыгрывается «Большой Олимпийский приз по преодолению препятствий».
Конкур - самый молодой вид соревнований по конному спорту, ему
едва исполнилось сто лет, но, несмотря на столь «юный» возраст, он с первых
дней своего возникновения завоевал среди конников и зрителей широкую
популярность, стал наиболее массовым, надолго запоминающемся зрелищем.
Для
Европы XVIII-XIX веков были характерны увлечение конными охотами и развитием
чистокровного коннозаводства. С коннозаводством развивается и конный спорт,
где большое место, кроме гладких скачек, занимают барьерные скачки и
стипль-чезы. Эти испытания во многом способствовали появлению новых видов
конного спорта, в которых быстро развивались прыжковые
соревнования и осваивалась техника подготовки охотничьей прыжковой
лошади. В процессе такой подготовки и возникли, как новый вид конного спорта,
соревнования по преодолению препятствий.
Родиной
конкура считается Франция. В пятидесятых годах прошлого столетия на парижской
выставке лошадей впервые были проведены соревнования по прыжкам через
разнообразные препятствия, получившие название «конкур-иппик».
Активными организаторами и участниками первого конкур-иппика
были курсанты Самюрской кавалерийской школы и
офицеры других стран, проходившие в ней обучение и стажировку.
Большой
вклад в становление этого вида конного спорта внесла итальянская
кавалерийская школа в Пинеродо, особенно в
1890" 1907 годы, когда одним из ее инструкторов был молодой капитан
итальянской кавалерии Федерико Каприлли
- основатель «натуральной школы верховой езды». Каприлли
вложил много творческих сил в поиски рационального метода напрыгивания
лошади и подготовки всадника - конкуриста. В
сущности, Каприлли открыл двум нарождавшимся видам
конного спорта - конному многоборью и конкуру-иппику
- новые горизонты, новые теоретически обоснованные и практически испытанные
пути для их становления и развития. О деятельности капитана Каприлли в области полевой езды, напрыгиванию
лошадей на корде и под всадником, также как о деятельности Филлиса в области выездки нельзя сказать кратко. Оба они
внесли огромный вклад в методику и технику конного дела, и их плодотворная
деятельность запечатлена на страницах истории конного спорта.
Соревнования
по преодолению препятствий верхом на лошади, сформировавшись в особый вид
конного спорта, быстро стали распространяться по странам Европы и Америки. Со
второй половины XIX столетия конкур-иппики стали
проводиться в Бельгии и Италии, с 1895 года - в России, позднее - в Германии
и Америке. Затем конкуры, как их стали сокращенно называть,
акклиматизировались и на Британских островах, где в центре внимания англичан
и предметом их страстного увлечения были скачки гладкие и стипль-чезы, среди
которых «Большой национальный стипль-чез» был и остается самым трудным и
самым почетным соревнованием.
Актуальность
прыжковых соревнований для кавалеристов и возраставший к ним интерес
любителей конного спорта быстро привели конкур в лоно международного спорта.
Основанием
для этого явились прыжковые соревнования в итальянском городе Турине. Эти
состязания были организованы в 1902 году местным зоотехническим обществом и в
историю прыжкового спорта вошли, как весьма важное событие, под названием «конкур-иппик в Турине». Программа соревнований была
необычной. Она состояла из выездки строевой кавалерийской лошади, одиночных
силовых прыжков через высотное препятствие, прыжков в ширину и собственно конкур-иппика. Столь многообещающая новизна программы
соревнований и возможность ознакомиться с постановкой работы итальянской
кавалерийской школы в Пинероло вызвала большой
интерес у армейских конников, и для участия в них в Турин прибыли
кавалерийские офицеры Франции, Австро-Венгрии, Германии и России, всего 106
участников и около 200 лошадей.
Широкая
аудитория участников, представлявших собой цвет армейских спортсменов из
кавалерии различных наций, здесь впервые практически и наглядно ознакомилась
с методом Федерико Каприлли
по подготовке всадника - конкуриста и конкурной
лошади, со стилем итальянской спортивной посадки
всадника в седле на укороченном стремени при полевой и конкурной езде, с
организацией и проведением соревнований на мощность прыжка, где сенсацией
стали два рекорда капитана Каприлли. На лошади по
кличке Мелопс Каприлли
взял барьер высотой 2м 08см , а в широтном прыжке
показал результат 6м 60см.
В
России рекордные прыжки в высоту в 1898 году были выделены в особое
соревнование и впервые проведены в Петербурге, в Михайловском манеже. Первоначально препятствием для высотного прыжка служила обычная
разборная, с накладками, «каменная стенка» высотой два аршина - 142 см.
Первый рекорд в высотном прыжке был установлен в 1914 году, когда в Варшаве
чистокровный жеребец «Кинг» взял барьер высотой 2 м 05 см. Всероссийский
рекорд 2 м 06 см принадлежит полукровному мерину «Ловкий барин», который в
канун первой мировой войны, соревнуясь с лучшими конкурными лошадьми
Европы, выиграл почетный «Кубок Вены».
В
СССР рекорд в высотном прыжке 2м 25см установил на Московском ипподроме в
1953 году конь «Ковер» тракененской породы под
седлом заслуженного мастера спорта Игоря Лысогорского.
Мировой рекорд в высотном прыжке 2 м 46,5 см, установленный в 1913 году
чистокровной лошадью «Хеперблюм» из Америки,
продержался 36 лет. В 1949 году в Чили всадник Ларрагибе-лем на пятнадцатилетнем чистокровном «Хуанозо» преодолел высоту 2 м 47 см. В 1978 г. на
международных соревнованиях в Лондоне был показан еще один примечательный
результат - экс-чемпион Европы среди юношей англичанин Ник Скелетон на коне «Эверест-Аэстик» преодолел препятствие высотой 2м 47 см.
Что
касается рекордных прыжков в ширину, то это дело весьма сложное. В
стипль-чезах при обычной ширине канавы 5~6м, наполненной водой, ширина прыжка
достигает 10 м. Но повторить такой прыжок редко кому удается. Успех в
широтном прыжке зависит от его настильности и силы поступательного движения,
что в сочетании представляет большую трудность. Всероссийский рекорд прыжка в
ширину 6м 94см был установлен в 1913 году поручиком Румелем
на чистокровной кобыле «Монна Ванна». Рекорд СССР -
8м 20см установил в 1946 году офицер советской армии Николай Шеленков на кобыле «Буре». Почин установления рекорда на
силу и дальность широтного прыжка верхом на лошади уходит в глубину веков. Ряд источников сообщают, что почти три тысячи лет тому назад
цесаревич Урартского царства Менуа на коне «Арцивии» совершил прыжок на 22 локтя, что в переводе
составляет 11 м 22 см. Этот кажущийся фантастическим широтный прыжок был
удостоверен судьями и увековечен клинописной записью на каменной стеле,
найденной в стене древней церкви близ озера Ван, где некогда находился
ипподром армянских князей. Как показывает время, феноменальный рекорд Менуа на «Арцивии» оказался
самым долговечным. Он был повторен в иных технических условиях, спустя 2775
лет, когда в Чикаго на соревнованиях по стипль-чезу венгерский жеребец «Чандлер» перелетел через канаву, наполненную водой. От
точки отталкивания до места приземления судьи зафиксировали расстояние 11 м
28 см.
Летом
1975 г. в МеЙзенлаиме (Германия) проводились
международные соревнования по прыжкам в ширину, которые привлекли 118
участников. Препятствие было традиционным - канава, наполненная водой, перед
которой стоял наклонный хердель.
Каждый всадник имел право на 6 попыток. Победителем этого турнира стал К.
Бергман на коне «Свингер». В шестой попытке с
двухсотметрового разбега «Свингер» совершил прыжок
на 22м 16 см. При приземлении «Свингер», не устояв
на ногах, упал, но его результат единогласным решением судейской коллегии был
засчитан и признан победным. Теперь состязания в одиночных рекордных прыжках,
к сожалению, исключены из программы соревнований по конному спорту, и,
вероятно, в качестве компенсации, они заменены состязаниями на мощность
прыжка, что совсем не одно и то же.
Но
вернемся к конкур-иппику в Турине. Те соревнования
имели большое историческое значение. Они определили стремительный темп
широкого распространения конкура и стали первой ступенью на пути к
Олимпийскому пьедесталу. Все, что имело место на конкурном поле Турина, стало
предметом тщательного изучения. Прежде всего, подвергались обсуждению
уставные требования по конной подготовке кавалеристов. Острые споры возникли
по вопросу подготовки всадника - конкуриста и его
лошади. Рекорды капитана Каприлли, его нашумевший
метод «натуральной езды» и общая постановка конной подготовки в итальянской
кавалерийской школе произвели сильное впечатление на европейских конников, во
многом изменили их воззрения на основы верховой езды, на выездку конкурной
лошади, полевую езду и методику напрыгивания.
В
России к новшествам и рекомендациям итальянской кавалерийской школы в Пинероло отнеслись сдержанно, так как влияние немецкой системы
подготовки кавалеристов было еще очень велико. Генерал А.
Брусилов, знакомясь в 1898 году с системой специального напрыгивания
лошадей на высотные и широтные препятствия в ганноверской, самюрской, венской и итальянской школах, пришел к выводу,
«что итальянцы составили себе не собственную систему, а взяли за основу
французскую и частично бельгийскую и смастерили нечто среднее.» Но одно дело
подготовка всадника-бойца и другое - всадника-спортсмена.
Методы
Каприлли нашли много сторонников и последователей. В России активными проводниками езды «по-итальянски» стали
участники конкур-иппика в Турине, и в первую
очередь братья Павел и Александр Родзянко, М. Плешков, Д. Иваненко и Д. Эксе - именно они трижды подряд (1912,1013, 1914гг.) в
Лондоне завоевали золотой куоок короля Эдуарда VII
стоимостью 12500 франков - главный, самый почетный в то время приз в
соревнованиях для офицеров по преодолению препятствий. Есть мнение,
что этот успех русских конников в соревнованиях за рубежом во многом был
обязан тому, что они быстрей своих соперников освоили конкурную езду по
методу Каприлли. Польский профессор В. Пруский в своей работе «Из истории конкур-иппика
в России» пишет: «Победы русских кавалеристов в Лондоне стали венцом
спортивных достижений русской конницы в довоенные 1889-1914 годы».
Шло время, масштабы проведения конкуров расширялись,
техника напрыгивания и тактика конкурной езды
совершенствовалась. Росла популярность этого вида спорта, в результате
прыжковые соревнования были впервые включены в Программу II Олимпийских игр в
Париже. Таким образом, олимпийское признание первым получил конкур-иппик, самый молодой вид конного спорта, в то
время как выездка была включена в Программу соревнований только на v Олимпийских играх в Стокгольме в 1912 г. как и конное
троеборье. На той памятной для конников Олимпиаде, где одновременно были
представлены выездка, конкур-иппик и конное
троеборье, в принципе завершался многолетний поиск олимпийских видов конного
спорта.
|